Куликовская битва
1380-2005
… 6 сентября русские
увидели Дон. Мамай уже шел от Воронежа навстречу русской рати. Все русские полки со своими князьями и
воеводами выстроились в боевом порядке в своих местных одеждах. Тогда князья,
бояре и воеводы стали держать совет. Одни говорили: «Перейдем через Дон»,
другие: «Не ходи, князь, враг силен: с татарами литва
и рязанцы». Более всех побуждали русских идти вперед
литовские князья Андрей и Димитрий Ольгердовичи. «Если, – говорили они, – останемся здесь, то
слабо будет войско русское, а перейдем через Дон – так все будут биться
мужественно, не надеясь спастись бегством; одолеем татар – будет тебе, князь,
и всем слава, а если они перебьют нас, то все умрем одною смертию!»
Димитрий согласился с ними. 7 сентября он приказал
наскоро мостить мосты через Дон и искать броду, а 8-го, в субботу, на заре
русские уже были на другой стороне реки и при солнечном восходе двигались
стройно вперед к устью реки Непрядвы...
День был пасмурный; густой туман расстилался по полям, но часу в девятом стало ясно. Около полудня показалось несметное татарское полчище. Сторожевые (передовые) полки русских и татар сцепились между собою, и сам Димитрий выехал вместе с своею дружиною «на первый суйм» –открывать битву. По старинному прадедовскому обычаю следовало, чтобы князь, как предводитель, собственным примером возбуждал в воинах отвагу. Побившись недолго с татарами, Димитрий вернулся назад устраивать полки к битве. В первом часу началась сеча, какой, по выражению летописца, не бывало на Руси. На десять верст огромное Куликово поле было покрыто воинами. Кровь лилась как дождевые потоки; все смешалось, битва обратилась в рукопашную схватку, труп валился на труп, тело русское на татарское, татарское на русское…
П. И. КОСТОМАРОВ. Из книги «Русская история в
жизнеописаниях ее главнейших деятелей»
... Войско тронулось, и в
шестом часу дня увидело неприятеля среди обширного поля Куликова. С обеих
сторон Вожди наблюдали друг друга и шли вперед медленно, измеряя глазами силу
противников: сила татар еще превосходила нашу. Дмитрий, пылая ревностию служить для всех примером, хотел сражаться в
передовом полку: усердные бояре молили его остаться за густыми рядами главного
войска, на месте безопаснейшем. «Долг князя, – говорили они, – смотреть на битву,
видеть подвиги воевод и награждать достойных. Мы все готовы на смерть, а ты,
государь любимый, живи и предай нашу память временам будущим. Без тебя нет
победы». Но Дмитрий ответствовал: «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли сказать вам: братья! умрем за отечество?
Слово мое да будет делом! Я вождь и начальник: стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим». Он не изменил себе и
великодушию: первый ударил на врагов и бился мужественно как рядовой воин, наконец отъехал на середину поля, когда битва сделалась
общею.
На пространстве десяти
верст лилася кровь христиан и неверных. Ряды смешались:
инде россияне теснили моголов, инде
моголы россиян; с обеих сторон храбрые падали на месте, а малодушные
бежали: так некоторые московские неопытные юноши, думая, что все погибло,
обратили тыл. Неприятель открыл себе путь к Большим, или Княжеским, знаменам, и
едва не овладел ими: верная дружина отстояла их с напряжением всех сил.
Еще князь Владимир
Андреевич, находясь в засаде, был только зрителем битвы и скучал своим
бездействием, удерживаемый опытным Димитрием
Волынским. Настал девятый час дня: сей Димитрий, с
величайшим вниманием примечая все движения обеих ратей, вдруг извлек меч и
сказал Владимиру: «Теперь наше время». Тогда засадный полк выступил из
дубравы, скрывавшей его от глаз неприятеля, и быстро устремился на моголов. Сей внезапный удар решил судьбу битвы...
Н.М.Карамзин Из книги «История государства Российского»
---------------------------------------------------------------------------------
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 между рус. войском во главе с
вел. кн. владимир. и моск.
Дмитрием Ивановичем (70–100
тыс. ч.) и войском Золотой Орды
под команд. темника Мамая
(100–150 тыс. ч.) 8 сент.
на Куликовом поле (ныне Куркинский р-н Тульской обл.); одна из крупнейших битв средневековья,
положившая начало
освобождению Руси и др.
народов Вост. Европы от монг.-тат.
ига. Исходя из тактики
врага (вести бой на окружение) был создан глубокий боевой порядок рус. войска: в центре стоял большой
полк, правее и левее его – полки правой и левой руки, фланги к-рых упирались в труднодоступную местность. Впереди гл.
сил были расположены сторожевой и передовой полки. За большим полком
располагался частный резерв (конница) и за левым флангом гл. сил – сильный засадный полк. В начале боя пр-ку удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл гл. сил. Исход
битвы в пользу рус. войск
решила внезапная атака
засадного полка по флангу и тылу прорвавшейся монг.-тат.
конницы, поддержанная
ударом др. полков. Враж. войско было обращено в бегство. В ходе
преследования русские уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (убитыми и ранеными).
После К. б. кн. Дмитрий
Иванович получил почётное
прозвище «Донской». В
честь победы рус. войск на
Куликовом поле
установлена памятная колонна (1849) и построен храм (1917), в к-ром с 1965 находится филиал Тульского краеведч. музея.
|
|
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (ок. 1321 - 91), основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в рус. монастырях. Активно поддерживал объединит, и нац.-освободит, политику кн. Дмитрия Донского, к к-рому был близок.
ПЕРЕСВЕТ Ал-др (? - 1380),
герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиева монастыря. Его поединок с тат. богатырём Темир-мурзой, в к-ром оба погибли,
стал началом сражения.
ОСЛЯБЯ Родион (? - после 1398), участник
Куликовской битвы 1380, монах Троице-Сергиева
монастыря, до пострижения – боярин. Сопровождал с А.Пересветом
в 1380 вел. кн. Дмитрия (Донского)
на Куликовскую битву и участвовал в ней. В 1398 ездил с моск.
посольством в Византию.
ОБОРОНА МОСКВЫ В 1382 ГОДУ
|
Прошло всего два года
после славной Куликовской битвы, а к Москве вновь подходила многочисленная
орда хана Тохтамыша. Дмитрий Донской отправился в
Кострому, чтобы собрать на Волге новое войско. Москву, укрепленную в Но московские бояре думали не о защите города, а о спасении своей жизни и имущества. Они стали покидать город. Митрополит Киприан тоже считал защиту Москвы безнадежным делом. Тогда московские горожане, как в старину, ударили в колокола, созывая народ на вече. Вече решило никого из города не выпускать, а у тех, кто попытается бежать, отбирать имущество. С большим трудом митрополит уговорил вече выпустить его самого вместе с княгиней из Москвы, но и у них было отобрано имущество. Для руководства военными действиями москвичи пригласили литовского князя Остея. 24 августа к городским стенам подошли главные силы Тохтамыша и начался штурм. Тучи стрел понеслись со всех сторон. Но защитники города сражались стойко и храбро. Тяжелые камни и стрелы летели в ряды врагов. Вскипала вода в огромных чанах, и потоки кипятка обрушивались со стен на нападавших. В эти августовские дни над Москвой впервые загрохотал гром пушек, установленных на кремлевских стенах. Взять Москву враг не смог и прибегнул к хитрости. В татарском войске находились нижегородские князья, соперничавшие с московскими. Подойдя к стенам города, они поклялись москвичам, что Тохтамыш удовлетворится небольшой данью и уйдет. Когда же из городских ворот вышла большая депутация, татары напали на нее, убили князя Остея и ворвались в город. Началось поголовное истребление людей, город запылал со всех сторон. Москвичи, большие ценители книг, еще до начала осады снесли их для безопасности в каменные церкви. Книг было так много, что они заполнили внутренние помещения до самого верха. И все сгорело. Кто знает, какие ценности погибли тогда. А сколько было таких погромов на Руси! Знаменитое «Слово о полку Игореве» – лишь одно из многих замечательных творений русского народа, уцелевшее чудом. Взяв Москву, татары рассыпались по всей Русской земле. Снова горели и гибли села и города, и, казалось, будто вернулись страшные батыевы времена. Вскоре стало известно, что с севера спешит с новым войском Дмитрий Донской. Тохтамыш быстро увел свои орды из Русской земли. В Москве после ухода Тохтамыша было погребено 24 тыс. человек. Но, как ни тяжелы были потери, Москва скоро отстроилась опять, а через некоторое время, объединив силы Русской земли, сбросила татарское иго. |