Куликовская битва

1380-2005

 

… 6 сентября русские увидели Дон. Мамай уже шел от Воронежа навстречу русской  рати. Все русские полки со своими князьями и воеводами выстроились в боевом порядке в своих мест­ных одеждах. Тогда князья, бояре и воеводы стали держать совет. Одни говорили: «Перейдем через Дон», другие: «Не ходи, князь, враг силен: с татарами литва и рязанцы». Более всех побуждали русских идти вперед литовские князья Андрей и Ди­митрий Ольгердовичи. «Если, – говорили они, – останемся здесь, то слабо будет войско русское, а перейдем через Дон – так все будут биться мужественно, не на­деясь спастись бегством; одолеем татар – будет тебе, князь, и всем слава, а если они перебьют нас, то все умрем одною смертиюДимитрий согласился с ними. 7 сентября он приказал наскоро мостить мосты через Дон и искать броду, а 8-го, в субботу, на заре русские уже были на другой стороне реки и при солнечном восходе двигались стройно вперед к устью реки Непрядвы...

День был пасмурный; густой туман расстилался по полям, но часу в девятом стало ясно. Около полудня показалось несметное татарское полчище. Сторожевые (пе­редовые) полки русских и татар сцепились между собою, и сам Димитрий выехал вме­сте с своею дружиною «на первый суйм» –открывать битву. По старинному прадедов­скому обычаю следовало, чтобы князь, как предводитель, собственным примером воз­буждал в воинах отвагу. Побившись недолго с татарами, Димитрий вернулся назад устраивать полки к битве. В первом часу началась сеча, какой, по выражению лето­писца, не бывало на Руси. На десять верст огромное Куликово поле было покрыто воинами. Кровь лилась как дождевые потоки; все смешалось, битва обратилась в руко­пашную схватку, труп валился на труп, тело русское на татарское, татарское на рус­ское…

П. И. КОСТОМАРОВ. Из книги «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

 

 

... Войско тронулось, и в шестом часу дня увидело неприятеля среди обширного поля Куликова. С обеих сторон Вожди наблюдали друг друга и шли вперед медленно, измеряя глазами силу противников: сила татар еще превосходила нашу. Дмитрий, пылая ревностию служить для всех примером, хотел сражаться в передовом полку: усердные бояре молили его остаться за густыми рядами главного войска, на месте безопаснейшем. «Долг князя, – говорили они, – смотреть на битву, видеть подвиги воевод и награждать достойных. Мы все готовы на смерть, а ты, государь любимый, живи и предай нашу память вре­менам будущим. Без тебя нет победы». Но Дмитрий ответствовал: «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли сказать вам: братья! умрем за отечество? Слово мое да будет делом! Я вождь и начальник: стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим». Он не изменил себе и великодушию: первый ударил на врагов и бился мужественно как рядовой воин, наконец отъехал на середину поля, когда битва сделалась общею.

На пространстве десяти верст лилася кровь христиан и неверных. Ряды смеша­лись: инде россияне теснили моголов, инде моголы россиян; с обеих сторон храбрые падали на месте, а малодушные бежали: так некоторые московские неопытные юноши, думая, что все погибло, обратили тыл. Неприятель открыл себе путь к Большим, или Княжеским, знаменам, и едва не овладел ими: верная дружина отстояла их с напря­жением всех сил.

Еще князь Владимир Андреевич, находясь в засаде, был только зрителем битвы и скучал своим бездействием, удерживаемый опытным Димитрием Волынским. Настал девятый час дня: сей Димитрий, с величайшим вниманием примечая все движения обеих ратей, вдруг извлек меч и сказал Владимиру: «Теперь наше время». Тогда засад­ный полк выступил из дубравы, скрывавшей его от глаз неприятеля, и быстро устре­мился на моголов. Сей внезапный удар решил судьбу битвы...

Н.М.Карамзин Из книги «История государства Российского»

 

---------------------------------------------------------------------------------

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 между рус. войском во главе с вел. кн. влади­мир. и моск. Дмитрием Ивановичем (70–100 тыс. ч.) и войском Золотой Орды под команд. темника Мамая (100–150 тыс. ч.) 8 сент. на Куликовом поле (ныне Куркинский р-н Тульской обл.); одна из крупнейших битв средневековья, положившая начало освобождению Руси и др. народов Вост. Европы от монг.-тат. ига. Исходя из тактики врага (вести бой на окружение) был создан глубокий боевой порядок рус. войска: в центре стоял большой полк, правее и левее его – полки правой и левой руки, фланги к-рых упирались в труднодоступную местность. Впереди гл. сил были расположены сторо­жевой и передовой полки. За большим полком располагался частный резерв (конница) и за левым флангом гл. сил – сильный засадный полк. В начале боя пр-ку удалось прорвать левое крыло рус­ских и выйти в тыл гл. сил. Исход битвы в пользу рус. войск решила внезапная атака засадного полка по флангу и тылу прорвавшейся монг.-тат. конницы, под­держанная ударом др. полков. Враж. войско было обращено в бегство. В ходе преследования русские уничтожали остат­ки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (убитыми и ранеными). После К. б. кн. Дмитрий Иванович по­лучил почётное прозвище «Донской». В честь победы рус. войск на Кулико­вом поле установлена памятная колонна (1849) и построен храм (1917), в к-ром с 1965 находится филиал Тульского краеведч. музея.

 

 

 

 

 

 

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (ок. 1321 - 91), основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в рус. монастырях. Активно поддерживал объединит, и нац.-освободит, политику кн. Дмитрия Донского, к к-рому был близок.

ПЕРЕСВЕТ Ал-др (? - 1380), герой Куликов­ской битвы, монах Троице-Сергиева монастыря. Его поединок с тат. богатырём Темир-мурзой, в к-ром оба погибли, стал началом сражения.

ОСЛЯБЯ Родион (? - после 1398), участник Куликовской битвы 1380, монах Троице-Сергиева монастыря, до постри­жения – боярин. Сопровождал с А.Пе­ресветом в 1380 вел. кн. Дмитрия (Дон­ского) на Куликовскую битву и участ­вовал в ней. В 1398 ездил с моск. по­сольством в Византию.

   


ОБОРОНА  МОСКВЫ В 1382 ГОДУ

Прошло всего два года после славной Куликовской битвы, а к Москве вновь подходила многочисленная орда хана Тохтамыша. Дмитрий Донской от­правился в Кострому, чтобы со­брать на Волге новое войско. Москву, укрепленную в 1367 г. каменными стенами, он оставил на попечение бояр и митрополита Киприана.

Но московские бояре думали не о защите города, а о спасе­нии своей жизни и имущества. Они стали покидать город. Мит­рополит Киприан тоже считал защиту Москвы безнадежным де­лом. Тогда московские горожане, как в старину, ударили в коло­кола, созывая народ на вече. Вече решило никого из города не выпускать, а у тех, кто попы­тается бежать, отбирать имуще­ство. С большим трудом митропо­лит уговорил вече выпустить его самого вместе с княгиней из Моск­вы, но и у них было отобрано имущество. Для руководства воен­ными действиями москвичи при­гласили литовского князя Остея.

24 августа к городским стенам подошли главные силы Тохтамыша и начался штурм. Тучи стрел понеслись со всех сторон. Но защитники города сражались стой­ко и храбро. Тяжелые камни и стрелы летели в ряды врагов. Вскипала вода в огромных чанах, и потоки кипятка обрушивались со стен на нападавших. В эти августовские дни над Москвой впервые загрохотал гром пушек, установленных на кремлевских стенах.

Взять Москву враг не смог и прибегнул к хитрости. В та­тарском войске находились ниже­городские князья, соперничав­шие с московскими. Подойдя к сте­нам города, они поклялись москвичам, что Тохтамыш удовлетво­рится небольшой данью и уйдет. Когда же из городских ворот вышла большая депутация, тата­ры напали на нее, убили князя Остея и ворвались в город.

Началось поголовное истреб­ление людей, город запылал со всех сторон.

Москвичи, большие ценители книг, еще до начала осады снесли их для безопасности в каменные церкви. Книг было так много, что они заполнили внутренние поме­щения до самого верха. И все сгорело. Кто знает, какие цен­ности погибли тогда. А сколько было таких погромов на Руси! Знаменитое «Слово о полку Игореве» – лишь одно из многих замечательных творений русского народа, уцелевшее чудом.

Взяв Москву, татары рассы­пались по всей Русской земле. Снова горели и гибли села и горо­да, и, казалось, будто вернулись страшные батыевы времена. Вско­ре стало известно, что с севера спешит с новым войском Дмитрий Донской. Тохтамыш быстро увел свои орды из Русской земли.

В Москве после ухода Тохтамыша было погребено 24 тыс. че­ловек. Но, как ни тяжелы были потери, Москва скоро отстрои­лась опять, а через некоторое время, объединив силы Русской земли, сбросила татарское иго.